Copyright
Культура

АУТСАЙДЕР: Последний Самурай на минималках (РЕЦЕНЗИЯ)

Очередной фильм Netflix. Очередная порция негативной критики. Впрочем, в этот раз ругают в основном оправданно.

«Аутсайдер» — это криминальный триллер датского режиссера Мартина Зандвлиета, громко заявившего о себе в 2015 году военной драмой «Моя земля», которая отхватила несколько почетных кинематографических наград, а также номинировалась на «Оскар». В новой картине Зандвлиет касается темы Второй мировой войны лишь вскользь, оставляя ее как бы позади. Ник Лоуэлл, главный герой «Аутсайдера» — американский военнопленный, забытый своей страной и просто пытающийся выжить в японской тюрьме. Играет его Джаред Лето, и делает он это хорошо. Да и вообще начало у фильма очень неплохое, напряженное. Мы встречаем Ника высохшим, запуганным — он похож на загнанного зверька в окружении хищников чужой стаи, чужого вида, и это жутковато. Однако надолго зрителя в тюрьме не оставят — и может быть, зря.

Ник спасает жизнь члену группировки Якудза, и тот помогает ему выйти на свободу и даже дает работу. Теперь американец понемногу вливается в японское преступное сообщество, узнает о его традициях и ритуалах, перенимает этот образ жизни. Но разумеется, найдется тот, кто не захочет принимать в стаю чужака. Тут вообще все очень быстро становится до боли очевидным. Вот у нас есть старик, возглавляющий одну группировку, он строго придерживается заветов предков, но молодежь его уже не очень уважает. И есть другая группировка, которую ведет некто более молодой и современный. Есть друг, есть любимая женщина, быть с которой нельзя, но главный герой, конечно же, будет. Есть предатель. И нет интриги. Ну, разве что я удивился, что не все вышеперечисленные персонажи в итоге погибли.

А умирают тут, кстати, довольно регулярно. Камера отстраненно фиксирует жестокость, насилие, кровь. И это вообще основной тон картины — холодность, погруженность в себя. При этом Ник на удивление гармонично вписывается в атмосферу, в свое окружение. Вероятно, он чувствовал, что родина его предала, и суровая, но мужественная и честная культура Якудза показалась американцу более родственной. Вот только, «Аутсайдер» лишь обозначает эти вопросы, и конфликт с родной страной остается совершенно не раскрытым, выпуская в трубу огромный драматический потенциал этой завязки. Сценарий просто следует от одного штампа криминальной драмы к другому. И даже загадочный мир японской преступности оказывается не предметом изучения, а лишь фоном для весьма посредственной истории. Мы ведь и так знали, что там отрезают себе пальцы за провинность. Как-то маловато деталей для целого фильма о Якудза!

Сюжет «Аутсайдера», кстати, придуман Джоном Линсоном, продюсером «Сынов анархии», а перенесен на бумагу Эндрю Болдуином, написавший до этого боевик «Крутые меры». Видимо, вот в этих ребят и нужно бросаться гнилыми помидорами и сами понимаете какими тряпками.

А вот режиссера ругать особенно не хочется. При всей вторичности сценария картина вышла довольно напряженной, приятной глазу и слуху, со своей интонацией. Без новаторства и особых находок — чутко подобранная цветовая гамма, грамотно выстроенный кадр, естественно вплетающееся музыкальное сопровождение и этот ледяной блеск неторопливо скользящих черных ретро-автомобилей… Что-то в этом есть.

Ну, и Джаред Лето опять же тащит. Не рвет и мечет, но тянет свою лямку достойно. Персонаж у него получился не слишком болтливым, несколько замкнутым в себе, но живым. Он способен на жестокость, но не получает от нее удовольствия. Способен и на нежность, но только за закрытыми дверьми. А еще он верный, пусть и не бравирует всеми этими «ты мне брат». Короче, настоящий самурай.

Хотелось бы отметить кого-то еще из актерского состава, но эти ребята просто хорошо исполняли свои стереотипные роли. По-настоящему запомнилась разве что Сиори Куцуна со своими большущими блистающими глазами. Кстати, вскоре мы сможем увидеть ее в «Дэдпуле 2». К сожалению, ее героиня в «Аутсайдере» не отличается оригинальностью. Просто «дева в беде» без единого шанса раскрыться на экране.

В итоге мы имеем кино, о просмотре которого не приходится жалеть, но и захватить наше внимание по полной у него не получается. Картине остро не хватает новизны, творчества, глубины проникновения в японскую культуру. Это такой вот американский «Маугли» в волчьей стае Якудза. «Последний самурай» на минималках. «Сегуна» даже не упоминаем, совсем другой уровень.

Но знаете, если бы у «Аутсайдера» случился сиквел, я бы посмотрел его с большим любопытством, потому что будь это лишь прологом к настоящей истории (а у героя явно впереди еще много свершений), то ему, пожалуй, можно было бы простить почти все.

Источник