Copyright
Финансы и бизнес

Историк моды об эволюции женского делового дресс-кода

Как трактовали офисный стиль модницы прошлого столетия? Какие особенности были у женских нарядов для работы? О трансформации деловой моды с начала XX века рассказывает Ольга Вайнштейн, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ.


1910–1920

 

 

 

 

1/2

В конце XIX века право на работу было одним из требований феминисток, наряду с политическим равноправием. И в начале XX столетия уровень экономической самостоятельности женщин, как и их положение в обществе в целом, начали позитивно меняться во всех развитых странах. Одновременно дамы боролись за реформирование женского костюма. Они хотели, чтобы одежда позволяла свободно двигаться, а не стесняла тело, как корсет и длинная юбка. Неслучайно именно в этот период корсет начинает исчезать из женского гардероба.

Первым заметным результатом этого протеста оказывается появление в женском гардеробе костюма-двойки, который называли словом «тайер» (tailleur), позаимствованным из французского языка. Он был представлен несколькими вариантами: или жакетом и юбкой из одинаковой ткани, как правило, шерсти, или комплектом в стиле «фэнтези», допускающим большое количество отделок. Такие костюмы становятся буквально униформой служащих женщин.

Многие начинают носить юбку с белой блузой — она превращается в еще один популярный элемент дресс-кода для работы. Свои позиции сдают юбки, зауженные в области щиколотки, которые называли «хромыми» из-за того, что передвигаться в них можно было только прихрамывая. Но талия по-прежнему остается утянутой.

1920–1935

Историки давно заметили закономерность: именно в послевоенные периоды мода приобретает сексуальность и кокетливость. И вот позади Первая мировая война. Женское тело открывается — подол юбки идет вверх, появляется фасон свободного платья. В моду входят загар и пребывание на открытом воздухе.

Благодаря знаменитой Коко Шанель женский гардероб пополняется маленьким черным платьем, которое мгновенно встраивается в офисный стиль. Оно считалось универсальным и очень элегантным нарядом, так как при помощи аксессуаров и эффектной бижутерии позволяло создавать совершенно разные образы.

Из женского костюма исчезают утягивающие элементы. Появляется стандарт: сочетание белого воротничка и таких же манжет, выглядывающих из-под темного жакета. Причем эти элементы могли быть съемными: их отпарывали, стирали, а затем пришивали обратно.

 

 

 

 

1/3

 

 

 

 

1/3

В то время как женщины продолжают бороться за эмансипацию и осваивают новые профессии, офисный костюм утрачивает строгость — теперь пиджак дополняет пышная юбка. На работу начинают носить платья с набивным рисунком в геометрическом стиле — изобилием квадратиков и ромбиков. Но цвета одежды остаются по-прежнему темными.

Характерные прически этого времени — стрижки с «марсельской волной». Изобретение метода приписывают парикмахеру Марселю Грато (отсюда и название прически). Он первым еще в 1872 году стал использовать горячие щипцы, чтобы создавать идеальные волны, держащиеся неделями без всякого фиксирующего средства.

1935–1955

В 30-е в моду входит одежда с подложенными плечиками, формирующими резкий, почти прямоугольный контур. Модная индустрия развивается, на рынке появляется много видов бюстгальтеров, в том числе предвестники «пуш-апов», акцентирующих грудь. Между тем актриса Марлен Дитрих вписывает в дресс-код современниц брючный костюм. Правда, мало кто еще осмеливается его носить — попытка объединить традиционно мужской атрибут с женской модой воспринимается как вызов общественному мнению.

 

 

 

 

1/4

Вторая мировая война вносит свои коррективы: мода держит курс на экономность. Например, в Англии женщины переходят на utility look — крой, который не предусматривает ничего лишнего. В ход идут дешевые материалы. В рабочей обстановке дамы предпочитают носить закрытые платья ниже колен с туфлями на среднем каблуке.

Но эта суровость готовит почву для последующего вторжения женственности. В 1947 году великий кутюрье Кристиан Диор представляет коллекцию New Look. В ее основе — новый силуэт: тонкая талия и пышная юбка-бутон. Платья сложные, используются десятки метров ткани и килограммы украшений, а некоторые модели подразумевают утягивание талии корсетом.

Нельзя сказать, что этот стиль пленяет всю прекрасную половину человечества, как об этом пишут в некоторых книгах по истории моды. Обычные женщины за годы войны привыкли к удобной одежде, а не декоративной. Когда коллекция Диора экспонируется в Америке, там проходят феминистские демонстрации против неудобных фасонов.

 

 

 

 

1/4

Актуальный офисный образ — свободный сарафан, надетый поверх блузки, и изящно повязанный шейный платок. Не теряют популярности ансамбли-тройки: юбка, жакет и пальто. Но акцентированная женственность проникла и в рабочие кабинеты: их хозяйки теперь одеваются наряднее и элегантнее, чем раньше.

 

 

 

 

1/6

1955–1975

 

 

 

 

1/3

И в широкую моду, и в офисный дресс-код привносятся элементы спортивного стиля. Среди офисных нарядов появляются поло с отложными воротничками, а женские журналы активно рекламируют образ худенькой девочки-подростка.

Модницы окончательно прощаются с пышными юбками и другими традиционными предметами одежды. На работе принято носить мини, часто в сочетании с сапогами. Еще одна новая деталь — распущенные волосы. Также в деловом дресс-коде начинают пользоваться популярностью платья без рукавов и меняется цветовая гамма — она становится более разнообразной и насыщенной.

С появлением коротких юбок вырабатываются новые приемы кокетства. Фотографы делают сексуальные снимки, на которых девушка за рабочим столом как бы невзначай демонстрирует открытые ноги.

 

 

 

 

1/5

1975–2010

 

 

 

 

1/4

Расширяется разнообразие офисного стиля. Жакеты сменяются кофточками и кардиганами, активнее используются разные сочетания: например, водолазка плюс жакет, водолазка плюс бижутерия. Один из ярких трендов 80-х — зарождение стиля power look, подчеркивающего, что женщины уверенно входят в мужскую политическую и бизнес-среду. Воплощением маскулинности и решительности служит брючный костюм. Формируется тип «женщина — офисный денди». Для женщин в политике за образец берется стиль премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер.

 

 

 

 

1/2

Одной из составляющих power look становится нитка жемчуга — аксессуар, который до сих пор часто носят женщины, занимающие руководящие посты. Есть даже такое выражение — power pearl, в дословном переводе с английского «властный жемчуг». А вот эротические моменты всячески приглушаются — тот же костюм должен быть асексуальным, без намеков на игривость.

Важный элемент офисного стиля нулевых — это телесная ухоженность. Необходимо иметь маникюр, хороший мейкап, спортивную фигуру. Идеальный силуэт теперь достигается не за счет утягивания корсетом, а благодаря физическим упражнениям в фитнес-зале.

 

 

 

 

1/4

В последние пять-шесть лет традиционный офисный стиль испытывается на прочность: многие элементы, которые раньше считались недопустимыми, начинают потихоньку внедряться — например, в американских деловых кругах наблюдается более лояльное отношение к татуировкам. Распространение удаленной работы способствует популярности вольного стиля одежды. Еще любопытно, что у современных банковских сотрудников, по моим наблюдениям, есть одна дополнительная особенность, связанная со стилем. Они чаще, чем представители других профессий, носят золотые украшения.

 

 

 

 

1/5

Источник: finparty.ru