Copyright
Новости

История крейсера «Аврора»

Петроградский район старейший район Петербурга и богат на достопримечательности. Если Вы решили посетить Санкт-Петербург, но не знаете где поселиться, загляните в Мини-отель Петроградский. Из окон апартаментов открывается фантастический вид на Неву. Забронировать апартаменты можно здесь.

Сегодня мы расскажем Вам о еще одной достопримечательности Петроградского района — Крейсере “Аврора”. Крейсер является одним из символов Октябрьской революции. Однако история “Авроры” включает в себя еще множество событий и военных кампаний.

Строительство крейсера “Аврора” началось в 1896 году. В конце XIX века внешнеполитическая ситуация заметно ухудшилась. Ухудшались отношения России с Германией. Началась гонка вооружений. В результате было принято решение о строительстве крейсера “Аврора”. Корабль стал третьим среди крейсеров своего класса (первыми двумя были «Диана» и «Паллада»). Судно было заложено в Новом Адмиралтействе. Его проект принадлежит авторству флотского инженера-конструктора Ксаверия Ратника.Церемония закладки состоялась 4 июня.

Основные технические характеристики судна следующие: длина – 126 метров, ширина – 16 метров, осадка – 6 метров. «Аврора» обладает водоизмещением в 6731 тонн. В качестве двигателя конструкторы выбрали водотрубные котлы Бельвиля. При мощности около 12 тысяч лошадиных сил корабль мог развивать скорость до 35 километров в час (19 узлов).

Дальнейшая судьба судна была связана со Второй Тихоокеанской эскадрой, созданной из-за начавшейся русско-японской войны. Аврора была направлена в Порт-Артур для того, чтобы разблокировать осажденный порт.

Во время плавания в Балтийском море 22 октября 1904 года произошел серьезный инцидент. Корабли эскадры устроили пальбу по неопознанному в тумане подозрительному судну. Оказалось, что это были английские рыбаки. Двое из них погибли. «Аврора» также попала под дружественный огонь из-за плохой видимости. В судно попало 5 снарядов. Один погибший. Событие было названо Гулльский инцидент. Инцидент сильно испортил отношения России и Великобритании.

Но несмотря на это, аврора продолжила движение. Повреждения быстро починили. На острове Мадагаскаре во время стоянки моряки узнали о том, что Порт-Артур пал, а Первая Тихоокенская эскадра погибла. Цусимское сражение 14 или 27 мая 1905 года по новому стилю корабль «Аврора» принял участие в знаменитом Цусимском сражении. Вторая тихоокеанская эскадра потерпела сокрушительное поражение. «Авроре» повезло – корабль получил значительных повреждений, но не капитулировал и не был потоплен в отличие от большей части других отечественных судов.

21 мая судно в сопровождении американцев причалило в порту филиппинской Манилы. Корабль был интернирован. Команда дала подписку о неучастии в дальнейших боевых действиях с японцами. «Аврора» оставалась на стоянке в Маниле вплоть до подписания Портсмутского мира, положившего конец войне. Крейсер вернулся на родину 19 февраля 1906 года.

Сразу после начала Первой мировой войны корабль-крейсер «Аврора» прибыл в порт Ревеля в ожидании новых приказов. 26 августа 1914 года в водах Финского залива сел на мель «Магдебург». «Аврора» отправилась на перехват немецкого судна. Русским морякам удалось захватить корабль. Позже он был разобран на металлолом. В 1916 году «Аврора» вошла в Рижский залив и помогала сухопутным войскам с помощью плотного артиллерийского огня. Осенью судно отправилось в Кронштадт на ремонт.

Во время стоянки в Кронштадте капитан Михаил Никольский пытался противостоять политической революционной агитации, которая процветала на местном заводе, где ремонтировалось судно. Накануне Февральской революции на судне вспыхнули беспорядки. Матросы перестали подчиняться приказам Никольского, после чего офицеры открыли по ним огонь. Было ранено три человека. Тем временем в Петрограде уже происходили массовые народные манифестации, а власть в столице оказалась фактически парализована.

В 1917 году модель корабля «Аврора» еще оставалась боеспособной и относительно современной. Крейсер, несмотря на все издержки войны и революции можно было использовать по прямому назначению. После февральских событий и свержения монархии матросы учредили судовой комитет. Там было много представителей левых партий, но ни одного большевика. Однако уже летом ситуация в корне изменилась. Сторонники Ленина тщательно работали с армией и флотом. На «Авроре» выступали самые красноречивые агитаторы партии. Итог не заставил себя ждать. К лету в комитете уже было 42 представителя РСДРП(б).

В сентябре произошли очередные перевыборы судового комитета. Его председателем был избран большевик Александр Белышев. Капитаном стал Николай Эриксон.

Однако 10 октября большевики на заседании ЦК приняли решение о вооруженном перевороте в Петрограде. Уже «Аврора» была не только отлично вооруженный боевой крейсер, но важный символ революции.

В ночь на 25 октября судно вошло в Неву. Днем 25 числа на судно прибыл Владимир Антонов-Овсеенко – глава полевого штаба сторонников Ленина. Он отдал распоряжение о холостом выстреле, который планировалось произвести после сигнала с Петропавловской башни. Холостой выстрел раздался в 21:40. Его произвел комендор Евдоким Огнев. Выстрел послужил сигналом для штурма Зимнего дворца.

Через три дня после событий в Зимнем дворце он вернулся на ремонт. Скоро «Аврора» вновь стала частью действующего флота.

В 1941 году Аврору хотели вывести из состава флота, однако этому помешала наступившая война. Во время блокады Ленинграда «Аврора» подвергалась многочисленным бомбардировкам немецкой авиации. Еще в начале войны советское руководство решило сделать корабль частью системы противовоздушной обороны города.

В 1944 году было решено отправить судно на вечную стоянку у Петроградской набережной и сделать из него музей. Экскурсия по кораблю стала обязательной для туристов Северной столицы.