Copyright
Культура

«Русский хоррор» наносит ответный удар

Чуть более месяца тому назад мы поведали вам о новой серии книжного издательства «Э» (оно же «Эксмо») с претенциозным наименованием «Русский хоррор», открыть которую выпала честь… бездарному самовлюбленному графоману Андрею Ангелову с романом «Театр мистера Фэйса». По ссылке вы найдете наше короткое исследование вопроса «ху из мистер Ангелов?», здесь же просто напомним, что сам этот персонаж и его книжка привлекли наше внимание исключительно из-за того, что издательству «Э» и работающему в нем редактору Игорю Минакову хватило ума и совести позиционировать это гуано именно как «русский хоррор», что мы считаем и оскорбительным, и вредным для жанра в России.

История эта, однако, получила продолжение, когда помянутый роман был все-таки издан и начал появляться в книжных магазинах. Господин Ангелов начал мстить, и «мстя» его была страшна.

Возьмем, к примеру, сайт крупного интернет-магазина Лабиринт. Здесь вскоре после поступления в продажу «Театра мистера Фэйса» одна за другой появились три (на данный момент) «читательских отзыва»: первый был опубликован 8 мая, второй 9 мая, а третий — 11 мая. Авторы (или, скорее, автор, поскольку речь идет, по всей видимости, о самом Ангелове) этих отзывов скрываются под псевдонимами «Козлов И», «Серж» и «Иннокентий Сикачев». Все три «отзыва», разумеется, сугубо положительные… хотя нет, это не правильный эпитет. Куда больше здесь подойдет слово «восторженные», а еще лучше будет их охарактеризовать как «болезненно восторженные». Судите сами:

Андрей Ангелов — эпоха в современной литературе (…) Даже если он написал одну эту книгу, все равно эпоха (…) Я второй раз в жизни читаю шедевральное, и без сомнения книга войдет в историю мировой литературыШикарная книга! Шикарный автор! Я очень рад, что такие бриллианты время от времени выпускают крупные издательства. Роману свойственна какая-то легкая бесбашенность, автор как истинный мастер Слова выдает зачастую уникальные просто мысли. Сюжет и «задний фон» сюжета — глубоки и все их перепитии и смыслы не охватить за один раз, при перечтении обязательно откроешь для себя нечто новое. Автор — афорист, пишет лаконичным ярким языком, по ходу чтения просто представляешь прочитанное в картинках. На русском языке такую вещь читаю впервыеКнигу можно открыть на любой странице и читать, просто наслаждаясь. В этом и есть весь А. Ангелов — нереально талантливый и самобытный автор. Это одна из лучших книг, которые я читал вообще в жизни.

Но вы можете сказать, что мы-де просто завидуем «нереально талантливому и самобытному». Опять же, где заявленная «месть» Ангелова нам, завистникам?.. Не волнуйтесь, все будет. Дело в том, что у этой троицы «читателей» (Козлов И, Серж и Иннокентий Сикачев) на сайте Лабиринта есть и другие отзывы на другие книги. Немного, 1-2, но есть. Что же они пишут, о каких книгах, преданные «фанаты» Ангелова?..

Иннокентий Сикачев всего лишь за сутки до того, как написать оду «Театру мистера Фэйса», коротко похвалили антологию «Русская фантастика-2018. Том второй»:

Как всегда отличная подборка произведений и авторов от Игоря Минакова. Читаю с удовольствием.

Дайте-ка подумать… Ах да, Игорь Минаков — тот самый редактор издательства «Э», который запустил серию «Русский хоррор», причем не постеснялся сам лично попиарить открывающий эту серию роман Ангелова:

Более того, на сайте Фантлаб гражданин Ангелов выложил еще и интервью с самим собой, которое названо коротко и емко — Интервью с гением. Кто же вел эту душещипательную беседу? Ответ дан в последней строке этого материала:

Беседовал Игорь МИНАКОВ. Ответственный редактор отдела фантастики издательства «ЭКСМО».

А что же книга «Русская фантастика-2018. Том второй»? Злые языки поговаривают, что с некоторых пор «ответственный редактор» Минаков в таких антологиях публикует наряду с известными и заслуженными авторами графоманов. Если верить этим сплетням, публикует не просто так, а за денежку. Мы, конечно, не можем этим слухам верить, но вот ведь какой милый нюанс: открывает антологию подборка текстов… правильно, Андрея Ангелова!

Из содержания книги:

БЕЗУМНЫЕ СКАЗКИ АНДРЕЯ АНГЕЛОВА
Андрей Ангелов
НЕРАЗМЕННЫЙ РУБЛЬ. Повесть
Андрей Ангелов
ДАМА ПИК. Рассказ
Андрей Ангелов
КАРЕГЛАЗКА. Рассказ
Андрей Ангелов
МАШИНА ВРЕМЕНИ ДЛЯ ГЕОГРАФА. Рассказ

Козлов И — вероятно, еще одно альтер-эго товарища Ангелова, в свой черед, написал ранее отзыв на книгу… «Русская фантастика-2018. Том первый». Как вы понимаете, того же издательства и того же редактора.

«Безумные сказки Андрея Ангелова», с которых начинается Сборник, — станут для читателя настоящим открытием, тем более, если ранее вы не сталкивались с творчеством этого талантливого автора. А я столкнулся ещё пару лет назад, читал онлайн, и слава богу что в «ЭКСМО» увидели то же самое что и я, и наконец-то я увижу автора «в бумаге»… Стиль Ангелова запоминается, удивляет необычной лаконичностью и емкостью одновременно.
Сюжет практически любой сказки поглощает и заманивает, зачастую останавливаясь на вопросах глобальных и философских. Сказкам автора присущи афористическая манера изложения, юмор и ирония, лиризм и очертание тонкостей человеческой души.
Всем любви и добра.

Ой. Такое ощущение, что где-то мы это уже читали, насчет «афористической манеры», «талантливого автора», «лаконичного и емкого стиля», не правда ли? А заключительная фраза — «Всем любви и добра» — покажется до боли знакомой всем, кто на том же самом литературном сайте Фантлаб заглядывал в «именную» тему писателя Ангелова на тамошнем форуме. Сам автор начинает эту тему приветствием:

Всем добра!

Но, разумеется, все это не более чем совпадения. Мы же не можем заподозрить «гения» в том, что он под разными никнеймами столь неумело пиарит сам себя?.. А то ведь, если так, то недолго докатиться и до того, что начнешь от лица какого-нибудь «Козлова» еще и хаять книги тех людей, которым твое «гениальное» творчество не по нраву.

Что ж, вы удивитесь, но, судя по всему, Ангелов как раз этим и занимается. Третий отзыв «Козлова И» на сайте Лабиринт, на сей раз не хвалебный, а критический, «прилетел» по адресу антологии хоррора «13 монстров» («по чистому совпадению» составителем этой книги выступает ваш покорный слуга):

Тексты написаны разными авторами, но у них есть нечто их объединяющее. Это, простите, банальность сюжетов. Но это еще пол-беды, главное в том, что написаны тексты серым скучным языком. Да, грамматически как бэ все правильно, без описок и так далее. И это отсутствии живости навевает страшную скуку. Самая страшная скука, — так бы этот сборник и назвал. Возможно я просто не «их читатель», но троечку поставлю. Исключительно из жалости.

Выделено нами. Но мы забыли про еще одну личину мистера Фэйса, в смысле Андрея Ангелова. Читатель «Серж», у него ведь тоже два отзыва на Лабиринте! И надо ж тебе, второй отзыв тоже критический:

По своей стилистике рассказы написаны серо, сухо и скучно. Концовки предсказуемы на второй странице, реже на третьей. Концепцию заявленную в аннотации я не увидел. Переходы между рассказами топорны, и вся эта так сказать прелесть тонет в напыщенном многословии.

Наверное, это просто случайно так получилось, что «разные» читатели пишут практически одними и теми же словами, да?.. А может, все дело в том, что оба читателя критикуют одну и ту же книгу, которая и правда написана «серым скучным языком»?.. Так нет же! Товарищ «Серж» на самом деле пишет не про «13 монстров», как можно было бы подумать, а про книгу «Отражения и миражи» за авторством Майка Гелприна и Ины Голдин.

За что же этой книжке «прилетело»? Да все за то же, за что досталось и «13 монстрам»: дело в том, что Майк Гелприн позволил себе усомниться в гениальности Ангелова — в той самой теме на том самом форуме сайта Фантлаб.

Итак, что мы имеем по итогам этого микро-расследования? Авторы трех хвалебных отзывов на «Театр мистера Фэйса» пишут в одной манере, порой буквально одними и теми же фразами. При этом у них минимум отзывов на другие книги, а те отзывы, что есть, являются либо похвалами книг, к которыми приложили руку Ангелов и редактор издательства «Э» Минаков, либо критикой книг, созданных теми людьми, которые критикуют самого Ангелова.

Иными словами, перед нами пример довольно обычного поведения обычного автора-графомана, который и сам себя хвалит? и сам себя «защищает», публикуя «отзывы» от лица разных людей.

Меж тем, в серии «Русский хоррор» уже анонсирована следующая книжка… Название — «Попрыгунчики на Рублевке» — уже настораживает. С другой стороны, автор все же другой, НЕ Ангелов, а некто Глеб Соколов. Более того, автор уже не новичок в хорроре: в 2006 году в издательстве Корпорация «Сомбра» выходил его роман «Вуду. Тьма за зеркалом». Быть может, «ответственный редактор» Минаков все-таки оценил собственную ответственность за публикации такой графомани, как «Театр мистера Фэйса»?

Хотя постойте-ка. Когда «Вуду» Соколова издавался в «Сомбре», в этом, лет десять тому как почившем издательстве, работал редактором… все он же, Игорь Минаков.

Остается лишь понадеяться, что вот это-то как раз и есть всего лишь совпадение. Если же нет, то, пожалуйста, не стесняйтесь, многоуважаемые редакторы и издатели — опубликуйте ПРАЙС на ваши услуги. Уверены, найдется еще немало графоманов, которым будет интересно поработать с подобными вам литературными проститутками.

Источник