Copyright
Культура

Сериал КРОВАВАЯ БАРЫНЯ — неожиданный прорыв канала «Россия» — РЕЦЕНЗИЯ

Когда на центральном отечественном ТВ жанру ужасов не находится места даже для показа за полночь, меньше всего ждешь внезапного прорыва. Тем более на канале «Россия1», известном любовью к «мылу» для пенсионеров и домохозяек. И вдруг — сюрприз! Секс, кровь, насилие, некрофилия, пытки, убийства, погребение заживо, лютое колдовство, самоубийства, педофилия, вырывание сердец… бинго! Шестнадцатисерийный проект «Кровавая барыня» позиционировался как драма на тему трагической любви, адюльтеров и ревности, но НА САМОМ ДЕЛЕ зритель получил крутой и местами шокирующий психологический триллер, ближе к концовке превращающийся в чистейший фильм ужасов. Элемент драмы остался, но все-таки в первую очередь этот сериал — хоррор-триллер, основанный на реальных исторических событиях.

См. онлайн: Кровавая барыня. Сериал полностью

С историей барыни Дарьи Салтыковой не так все однозначно, как и со многими иными, не менее одиозными фигурами далекого прошлого. Как и в случае с печально известными князем Цепешом-Дракулой и герцониней Батори, насчет «Салтычихи» (таково было прозвище этой дамы и таким же было рабочее название сериала) ходят слухи, что репутация жестоких душегубов основана не столько на действительных фактах, сколько на клевете завистников и соперников. Впрочем, создатели «Кровавой барыни» не стремились достичь исторической достоверности, создав свою версию этой мрачной легенды, местами весьма вольно обходясь с теми или иными эпизодами и теми или иными личностями. Упор был сознательно сделан на художественной составляющей — и это был правильный выбор.

Чета Салтыковых.

В шестнадцати сериях нам рассказывают местами трагическую, местами красивую, а местами откровенно жуткую историю восхождения, а затем падения Салтыковой (в этой роли блестящий бенефис удался актрисе Юлии Снигирь, перформанс которой запомнится зрителям надолго). Здесь и правда не обошлось без сильной любовной линии, причем соперницей в борьбе за сердце возлюбленного богатейшей женщины своего времени становится самая властная дама России той поры — сама императрица Екатерина. В сценарии Марики Девич, известной по работе над сюжетами мелодрам, нашлось место известному параллелизму: в сериале много сильных и сложных женских характеров (помимо Салтыковой и Екатерины это, например, крепостная Авдотья), которые мы вольно или невольно сравниваем друг с другом, и даже самые безумные и злые (анти)героини «Кровавой барыни» подчас вызывают сочувствие. Что же касается барыни и императрицы, то, хотя их и связывает очень многое, но лицом к лицу они столкнутся лишь однажды, уже в финале.

На протяжении примерно 12-13 эпизодов сериал постепенно раскрывает нам образ самой Салтыковой, страдающей от наследственных психических недугов, вынужденной жить в постоянном страхе, что лишь способствует прогрессу ее параноидальной шизофрении — буквально на наших глазах несчастная, но отнюдь неглупая девушка постепенно превращается в самого настоящего монстра. В первой дюжине серий находится место ужасу и мистике, но есть там и много чего еще, включая впечатляющую демонстрацию тягот жизни простых крестьян под гнетом властной «элиты». А вот в последних сериях история уходит в чистой воды хоррор вплоть до трэшовости, когда в целом ровное, хотя и интересное, атмосферное повествование сменяет несколько хаотичный галоп из сцен пыток, жесточайшего насилия, ужасающих ведьмовских обрядов. Вы думали, что «Гоголь» — это наш мистико-хоррорный сериал? Нет, друзья, Николай Васильевич нервно курит в сторонке, Дарья Салтыкова устраивает настоящий «тру хоррор»!

Авдотья — приспешница, палач и жертва в одном лице.

Разумеется, совсем уж без недостатков не обошлось. Скажем, режиссура 39-летнего Егора Анашкина… Режиссер, безусловно, талантлив, но руке его, кажется, еще не хватает временами уверенности, отчего весьма недурные ракурсы и тщательно выверенные детали одних сцен чередуются подчас с глупыми ляпами (вроде того, когда у героя, провалявшегося в беспамятстве чуть ли не неделю, щетина на лице остается ровно такой же, какой была в первый день болезни) и очевидными заимствованиями (барыню-сударыню Салтыкову частенько гримируют и снимают так, что та выглядит как близняшка Евы Грин). В некоторых моментах, кажется, хромает и логика сценария.

Но, справедливости ради, моментов таких в сериале куда как меньше, чем действительно интересных и сильных сцен, сюжетных поворотов, персонажей. По правде сказать, «Кровавая барыня» производит впечатление едва ли не более сильное, чем многие модные зарубежные шоу. «Тьма», говорите?.. Что ж, оказывается, нам есть чем ответить!

Источник