Copyright
Культура

«ТИХОЕ МЕСТО»: Симфония молчания (РЕЦЕНЗИЯ)

Этот фильм был обречен на успех. Как только вышел первый тизер-трейлер, ожидания поклонников жанра подскочили выше крыши, ведь нам пообещали нечто таинственное, напряженное и оригинальное, а затем полностью и, я бы даже сказал, старательно удовлетворили всем требованиям.

«Тихое место» повествует о семье, которая пытается выжить в постапокалиптическом мире. Другие люди встречаются им жутко редко. Другие люди были не так осторожны. Тут нужно сохранять тишину, издашь громкий звук — прибегут монстры и сожрут. Все просто.

Следить за молчаливым бытом этого милого семейства само по себе весьма интересно. С одной стороны, несмотря ни на что, они продолжают жить, играть, шутить, а с другой — это жизнь в постоянном нечеловеческом напряжении. Уж как мы привыкли, что нас пугают внезапными громкими звуками в фильмах ужасов, но здесь это воспринимается как нечто новое. Страшна не столько неожиданность, сколько сам факт звука, потому что, разобравшись в нехитрых правилах выживания этого мира, вы вместе с героями картины встаете на цыпочки и говорите неслышно, просто двигая губами. Серьезно, на нашем сеансе в зале никто даже не пытался болтать, а это, знаете ли, дорогого стоит.

Всматриваясь в лица героев, постепенно понимаешь заложенную в сюжет семейную драму. Не то чтобы ее кто-то пытался спрятать: тут все капканы, все растяжки со взрывчаткой лежат на виду. Джон Красински, режиссер, соавтор сценария и актер, тщательно отыгрывает образ угрюмого отца-защитника. И если Эмили Блант, супруга как в кино, так и за пределами экрана, знает, что внутри, под слоем бороды и сведенных вместе бровей, ее муж тяжело переживает приключившуюся с ними трагедию и всеми силами старается реабилитироваться, заслонить потомство спиной, то детишки эту угрюмость оценивают по-своему. Сынишка в исполнении Ноа Джупа бати, кажется, побаивается: комплекс кастрации, страх перед вожаком или еще что. Короче, болезненный мальчик, ему комфортнее рядом с мамулей. А вот дочь — явно папочкина любимица, но и тут разлад. Бедняжка думает, что тот винит ее в гибели одного из членов семьи. Кстати, Милли Симмондс — это самое естественное, что есть в «Тихом месте». Юная глухая актриса, по сути, была на съемках еще и консультантом по языку жестов, и как мне кажется, ее личный опыт нашел здесь отражение, причем не только в конкретном персонаже, но и во всей картине.

Итак, вот эти четверо пытаются выжить в очень живописном, уютном и тихом месте, ни на секунду не забывая о том, что рядом поджидают слепые, но очень чувствительные к шуму твари (тут могла бы быть ваша шутка про соседей). И если семейная драма — это натянувшаяся до предела растяжка с гранатой, то настоящая всесокрушительная бомба кроется в утробе героини Эмили Блант. И грохочущий несущийся вперед пульс крохотного сердца, усиленный стетоскопом, уподобляется внезапно жуткому тиканью часового механизма. Великолепный момент! Возможно, лучший в фильме.

И не беспокойтесь, вам не придется долго ждать, когда капканы начнут схлопываться, а взрывчатка бабахнет фейерверком. Тут все очень плотно подогнано друг к другу, режиссер очень грамотно, профессионально раскладывает перед зрителем кусочки истории, заботясь о том, чтобы сохранить баланс между таинственным и очевидным. И уловив эту гармонию, он цепко держит ее, превращая череду сцен в идеальную симфонию. Пусть и в основном это симфония молчания.

Многие успели сравнить Джона Красински, получившего первую славу благодаря ситкому «Офис», с Джорданом Пилом. Мол, приходят тут какие-то комики и учат других, как снимать хоррор. Однако Пил все-таки копнул глубже — к классике, к Хичкоку, тогда как Красински просто выдает очень крепкое жанровое кино, на первый взгляд оригинальное, но ни на шаг не выходящее за пределы ожиданий. Эдакая «Дрожь земли» на максималках. Ну, а что? Здешние монстры отлично бы вписались в один ряд с грабоидами и шрайкерами.

Понятно, что на работу звуковиков делался особый упор, вот только порой кажется, что создатели и впрямь боятся безмолвия, подавая его порциями, виртуозно играясь с эффектами. А представьте себе «Тихое место» без музыки? Вот чтоб действительно воцарилась тишина. Думаю, вышло бы еще страшнее, только зрителю стало бы совсем уж некомфортно. А этот режиссер заботится о том, чтобы людям нравилось его кино, чтобы все там было понятно, разложено по нужным полочкам, потому и драма нарочитая, и сцена с самопожертвованием такая патетическая и, скажем прямо, глупая…

Короче, без ложечки дегтя не обошлось, но это послевкусие ощущаешь уже потом. Когда на экране появились финальные титры, я взмахнул кулаком и выдохнул «Да!». Потому что это было круто.

Источник